кузова:
Общее описание модели:
#X7#
Существует 5 разных моделей этого поколения: MarkII Hardtop, MarkII Sedan, MarkII Wagon, Chaser и Cresta. Выше я уже сказал про их унификацию в части механики, но она есть и по кузовщине - например, MarkII Hardtop и Chaser имеют одинаковые дверные проемы (и двери), а переставив переднюю часть (крылья, капот, бампер, оптику и решетку радиатора) от одного на другой, можно получить МаркоЧейзер или ЧейзеМарк. ;)
MarkII Sedan и Cresta - это такая же \"сладкая парочка\". ;) Внешних отличий у них на первый взглял больше, но двери взаимозаменяемы, и оперение передка - тоже. КрестоМарк (MarkII Sedan с передком от Cresta) продавался в США под именем Cressida.
Последний из пятерки этого поколения, MarkII Wagon, прожил на конвейере гораздо дольше - его выпуск продолжался где-то до 96-97 гг., а на замену ему в апреле 97 г. пришел MarkII Qualis, ничего общего, кроме имени, с MarkII не имеющий и базирующийся на платформе Camry. Примерно на рубеже 90-х машина получила удлиненный передок от Cresta, но оптика там была не 4-фарная, а 2-фарная, и в таком виде и выпускалась оставшиеся годы. В итоге - 12 лет на конвейере - своего рода рекорд, по крайней мере, для Тойоты. ;)
Интересно, что интерьер машин немного отличался, причем существовало две разновидности: один для всех вариантов MarkII, второй - для Chaser и Cresta. На фотографиях ниже эти отличия хорошо видны. Наиболее распространенны были бордовые салоны - очень уютные и шикарные на вид, впрочем, понятие \"шикарный\" у каждого свое. ;) Однако один-единственный раз мне встретился салон изумрудно-зеленого цвета - потрясающе красивое зрелище. Реже можно было увидеть серо-голубые салоны - как правило, ими комплектовались самые дешевые модификации машин.
Вкратце о технической стороне машины. Комплектовалась она бензиновыми моторами 1.8 (1S) и 2.0 (1G и M-TEU), а также дизелем 2L. На американском рынке же продавалась только с 2.8-литровым 5M-GE. Подвеску имела достаточно крепкую и живучую, сходную по конструкции с Soarer #Z1#: спереди McPherson, сзади - на диагональных рычагах, из-за чего колеса под нагрузкой складывались \"домиком\". На дизельных модификациях и бензиновых с двигателем 1.8 задняя подвеска зависимая (неразрезной мост). Зато кол-во наворотов было достаточно большим - именно на этой машине Тойота впервые применила регулируемую жесткость подвески (TEMS), гидроусилитель руля с переменной жесткостью (PPS) и электронно-управляемую коробку-автомат (ECT). Иногда можно было встретить машины с люком и обогревом руля. Разумеется, этими опциями оснащались не все модификации автомобиля. Для любителей \"погонять\" существовала версия со старым смешным двигателем M-TEU, отдача которого составляла всего-то 145лс - и это турбованный двигатель! Впрочем, в октябре 85 г. его заменили на 1G-GTEU - первый тойотовский двигатель, сочетающий в себе такие технологические новшевства, как 4 клапана на цилиндр и турбина. Двигатель имел жидкостный интеркулер в виде этакой \"грелки\" прямо над головкой цилиндров, из-за чего процесс проверки и замены свечей несколько затруднялся. ;) А еще туда надо было заливать охлаждающую жидкость. ;)
Facelifting
Тойота обычно практикует внесение небольших косметических (а иногда и не только косметических) изменений примерно на середине жизненного цикла текущего поколения модели. В жизни наших МаркII Сотоварищей эти изменения произошли в августе 86 г. Увы, всего не упомнишь, так что скажу только о MarkII Hardtop и Cresta. Самое заметное изменение во внешности Марка - новая выступающая трапециевидная решетка радиатора. Противотуманные фары теперь находятся в ней, а раньше были сблокированы с основными фарами. Изменились задние фонари - исчез большой белый сегмент заднего хода - теперь он стал маленьким и располагается в нижней части фонаря около номерного знака. А еще стал тоньше черный молдинг на бамперах. Единственное серьезное изменение в салоне - крайний правый дефлектор системы отопления расположен почти вертикально, а раньше был завален вперед к лобовому стеклу. С Крестой все еще проще: двойные прямоугольные фары головного освещения теперь накрыты общим стеклом, а в бампере появились сблокированные с поворотниками противотуманки. Такие вот нюансы. ;)
Технические характеристики автомобилей семейства приведены в табличке ниже. Они идентичны за исключением габаритов, которые приведены именно для MarkII Hardtop. Cresta имеет такую же длину, а MarkII Sedan, Wagon и Chaser чуть покороче - их \"нос\" не такой длинный. Да, и еще - названия модификаций уникальны для каждой модели: MarkII Grande == Chaser Avante == Cresta Super Lucent. Во как! ;)
Выпуск 6-го по счету поколения MarkII начался в августе 1988 г. Разумеется, одновременно обновилась вся линейка, но теперь в ней осталось только четверо - MarkII Wagon остался без изменений и \"выпал из обоймы\". В этом поколении унификация и общее родство моделей сохранились примерно в том же виде - MarkII Hardtop и Chaser все так же имеют взаимозаменяемые двери и передок, а вот MarkII Sedan и Cresta - уже нет. Зато салоны теперь полностью одинаковые. Но так ли это важно? ;)
Гораздо важнее то, как выглядит автомобиль. И на мой взгляд, #X8# MarkII Hardtop - идеал в этом смысле. Возможно, немногие согласятся со мной, но вы присмотритесь - его пропорции абсолютно сбалансированы, линии легки и стремительны, а силуэт закончен. Есть более красивые машины, есть менее, есть веселые, есть хмурые, есть добродушные, есть надменные. Но эта - воплощение математической \"золотой середины\". Что отнюдь не означает безликость.
Ну хватит лирики, посмотрим, что нового в техническом плане. На части модификаций появилась ABS (фирменное обозначение 4-ESC), противобуксовочная система (TRC). И главное - задняя подвеска стала многорычажной: один верхний треугольный рычаг, два поперечных нижних и один продольный нижний. Все это, как и раньше, на подрамнике. Передняя, хоть и осталась по конструкции прежней, также претерпела небольшие изменения.
Гамма двигателей существенным образом расширилась. 1.8-литровые модификации получили взамен карбюраторного 1S-U новый 16-клапанный мотор с центральным (одноточечным) впрыском - 4S-Fi. Cтарина 1G-EU исчез из производственной программы (в том числе и на других моделях Тойоты) и его место занял новейший 1G-FE, один из первых представителей тойотовских High Efficiency Twincam Engine - так называемых \"твинкамов с узкой головкой\", которая кодировалась буквой \"F\" в обозначении двигателя, в отличие от High Performance моторов с широкой головкой типа \"G\" (например, 1G-GE). 1G-FE имел умеренную оборотистость, пониженную по сравнению с 1G-GE мощность, и ставился на самые массовые модификации всех трех моделей. Кроме этого, общая картина дополнилась модификацией с 1G-GZE - двигателем с механическим наддувом, известным как \"компрессор Рутса\" и приводимым от коленчатого вала посредством ременной передачи. Движок получился тяговитым, умеренно мощным (170лс) и в то же время надежным. Эта модификация была одной из самых навороченных - как раз на ней чаще всего можно встретить TEMS, ABS, TRC, всякие приятные мелочи в салоне вроде ионизатора воздуха, ультразвуковых парковочных датчиков расстояния и даже стеклоочистителей боковых (!) передних стекол.
\"Заряженную\" модификацию зарядили еще больше ;) - модернизированный 1G-GTEU с интеркулером \"воздух-воздух\" выдавал на гора уже 210лс. Этот вариант отличался от остальных специальной формы сиденьями, усиленной более жесткой подвеской и в целом более спартанским оснащением.
А для самых-самых важных и солидных дядек сделали 3-литровую модификацию с 7M-GE под капотом и напичканную TRC, ABS и т.д... Редкая вещь.
Что касается леворульной версии машины, известной под именем Cressida, то в этом поколении она представляла собой точную копию MarkII Sedan. Европейская версия комплектовалась упрощенным 1G-FE (возможно, были и другие варианты, но я не в курсе), американская - только 7M-GE.
Facelifting
Как водится, на полдороге, ровно через два года, в августе 1990 г. случился facelifting. ;) Правда, в этот раз он носил какой-то глобальный для всего модельного ряда Тойоты характер, и связано это было с появлением двух новых двигателей: 1JZ-GE (2.5 N/A) и 1JZ-GTE (2.5 twinturbo). Куда их только ни ставили...
На Марк Сотоварищи их ставили обоих. На смену 2.0 GT TwinTurbo с августа пришла модификация 2.5 GT TwinTurbo о 280лс и разгоном до сотни примерно за 6.5 сек. Ну а суперчаргерный вариант (c 1G-GZE) вообще уволили и заменили на 2.5 Grande о 180лс. Причем 2.5- и 3-литровые модификации существовали только в варианте с автоматом - с ручной коробкой их не было! Кроме этого, 1.8-литровый 4S-Fi заменили на 4S-FE с распределенным (многоточечным) впрыском.
Что касается экстерьера, то все три модели получили \"линзы\" в головном освещении, и немного видоизмененную оптику (стало меньше хромированных рамочек и ободочков), а MarkII Sedan еще и обзавелся интегрированными бамперами (Заметьте, эти внешние и внутренние отличия позволяют грубо оценить год выпуска машины при покупке - до или после августа 90 г. она была выпущена. ). Кстати, именно после этого фэйслифтинга в дизайне Chaser\'а появился намек на некую \"чашеобразность\" формы оптики, которая в полной мере проявилась уже в следующем поколении, #X9#. Хочется отметить, что фонарики заднего хода на MarkII Hardtop спустя четыре года вернулись на свое старое место прямо в центре задних фонарей, только вот не выросли в размерах. ;)
Более точная разбивка модификаций по номерам кузовов и датам выпуска приведена в двух табличках ниже. Первая табличка - это MarkII Hardtop, Chaser и Cresta, вторая - MarkII Sedan. Пусть вас не смущает то, что седан выпускался и после октября 92 г., т.е. параллельно с новым поколением #X9# - это действительно так, просто на этот раз настала его очередь \"выпадать из обоймы\".
В 7-м поколении, начало выпуска которого датируется октябрем 1992 г., осталось уже \"только трое\" - MarkII Hardtop, Chaser и Cresta. Машины изменились кардинально, примерив на себя \"мыльный\" тойотовский дизайн первой половины 90-х. Кто как, а я не могу сказать, что он им не пошел. Даже наоборот, #X9# MarkII, на мой взгляд - один из самых красивых автомобилей в мире. Не такой поджарый и легковесный внешне, как его предшественник (хотя реально вес машины уменьшился в среднем на 100 кг), но хищности и агрессивности в нем стало хоть отбавляй. А монументальный задок с тоненькой линией фонарей ровно на той высоте, на которой нужно... я в восторге - тойотовским дизайнерам машина явно удалась. Чего не скажешь о Chaser - меня не покидает впечатление, что он всегда дизайнировался \"по остаточному принципу\" - брался за основу Марк, вносились изменения с целью сделать автомобиль не очень похожим на оригинал, после чего на него вешался лэйбл \"Chaser\". В этот раз у них действительно получилось сделать его непохожим на Марк, но какой ценой. Возможно, кому-то он и нравится, но более некрасивой машины я давненько не видел. \"Чашеобразность\" передней и задней оптики и решетки радиатора, а также бамперы, загибающиеся кверху по углам... брр...
Cresta же получилась неплохой. Мягкие плавные обводы придают ей такой же несколько тяжеловатый вид, как и у Марка, но нет у ней той стремительности и агрессивности. Одно слово - женщина. ;)
Что касается технической стороны дела, то тут Тойота порадовала. Новая передняя двухрычажная подвеска на кованых поперечных рычагах, новые двигатели, в гамме появились новые модификации. Машина \"подросла\" во всех смыслах, кроме веса, который, наоборот, уменьшился в среднем на 100 кг по сравнению с предыдущей моделью. Смотришь на этого \"дутого\" бегемота и думаешь - неужто он весит меньше, чем его предшественник? \"Невероятно, но это правда\". ;))) Задняя же подвеска, проверенная временем, осталась прежней.
Существенно расширилось кол-во модификаций, появился вариант с полным приводом (2.5 Grande Four). При этом некоторые традиционные до того названия и аббревиатуры были заменены на новые, более выгодные в маркетинговом плане. Например, вместо GT TwinTurbo появилась серия Tourer, включающая в себя два варианта - \"экстремальный\" Tourer V с 280-сильным 1JZ-GTE под капотом (теперь есть версия с ручной коробкой) и более умеренный Tourer S c обычным 180-сильным атмосферным 1JZ-GE. Чем же он отличается от \"семейного\" 2.5 Grande, спросите вы? Тем и отличается - настройка шасси соответствующая, присутствуют АBS и TRC, колеса/резина на 16\". В общем, driver\'s car. ;) Аналогичные модификации Chaser\'а и Cresta тоже называются Tourer. Из 2-литровых моторов в гамме остался только один - 1G-FE, зато старый 3-литровый 7M-GE заменили на новейший 2JZ-GE, такой же, как на Crown, Aristo и Soarer (двое последних известны также под именами Lexus GS300 и SC300).
Увеличение размеров кузова не могло не сказаться на салоне - теперь это нормальный достаточно просторный салон, в котором, к слову, очень уютно себя чувствуешь. Крыша не давит на голову даже мне, хотя мой рост 188 см. Да и вообще все как-то солидней стало - не покидает ощущение, что это более современная машина. Пепельница вот только маленькая и трудно до нее добираться. ;) Руль также весьма приятен - в меру толстый, упругий, ляпота. А покатый капот на Марке обеспечивает обзор вперед, сравнимый с переднеприводной балалайкой. ;)
Зато багажник стал несколько меньше - всему виной топливный бак, переместившийся из-под пола багажника за спинку заднего сиденья.
Facelifting
И тут без него не обошлось. ;) Примерно в середине 94 г. вся троица получила обновленный \"макияж\". Особенно сильно он заметен на Марке - полностью оранжевые поворотники, новый передний бампер с иной формой вентиляционных отверстий, а также новые задние фонари - чуть более высокие и с горизонтальной рельефной полоской, делящей их надвое. Наверное, были и какие-то другие изменения, но мне о них неизвестно. ;)
Ну вот мы и добрались до предпоследнего поколения, выпускавшегося до совсем недавнего времени. Появилось оно в сентябре 1996 г.
Можно сказать, что 8-е поколение стало в некотором смысле нарушителем традиций. Во-первых, все три автомобиля совершенно четко позиционируются на рынке - прежняя идентичность модификаций канула в Лету и их теперь разное количество у каждой модели. Во-вторых, мелкие стилистические особенности, присущие каждой модели и прослеживающиеся из поколения в поколение, тоже перестали существовать. Например, начиная с #X7#, MarkII всегда имел вертикальное разделение задних фонарей на секции, а Chaser и Cresta - горизонтальное. Cresta всегда была четырехфарной, а два ее братца - двухфарные. Теперь это не так.
Если же говорить о дизайне в целом, то изменения налицо и, на мой взгляд, положительные. Общие пропорции и силуэты остались в общем прежними, но появились грани, углы, почти плоские кузовные панели. И если MarkII эти изменения коснулись только количественно, и при беглом взгляде сбоку или спереди его еще можно спутать с #X9# MarkII, то Chaser и Cresta стали абсолютно другими.
Если вы посмотрите на фото Chaser\'а, то не сможете не заметить явного сходства с BMW. С одной стороны, этот факт заслуживает упрека в адрес стилистов Тойоты, но с другой стороны - насколько ж замечательная получилась машина! А вот Cresta навевает уныние своим обвислым багажником, совершенно пресным и безхитростным задком и угрюмой мордой с массивной решеткой радиатора. Жуть. Сразу вспоминаются \"крокодилы\" #X6# - есть в новой Cresta некоторое сходство с ними...
В техническом плане принципиальных изменений не произошло, хотя, конечно, было внесено довольно большое кол-во улучшений. В частности, существенно повышена жесткость кузова, пересмотрены характеристики подвесок и полностью изменена калибровка амортизаторов. Регулируемая подвеска TEMS, устанавливаемая на часть модификаций, обеспечивает 9 уровней характеристик амортизаторов и постоянно изменяет их в соответствии с текущими условиями движения и качества дорожного покрытия.
Три из пяти используемых бензиновых двигателя получили систему изменения фаз ГРМ, известную как VVT-i. Тойота называет эту серию двигателей BEAMS (Breakthrough Engine with Advanced Mechanism System). Характеристики двигателей были, естественно, улучшены. Применение VVT-i, а также настроенных выпускных коллекторов из нержавеющей стали и измененных впускных коллекторов позволило увеличить величину крутящего момента 3-литрового 2JZ-GE и 2.5-литрового 1JZ-GE на 10% в диапазоне малых и средних оборотов. Мощность 1JZ-GE увеличена со 180лс до 200лс. Более значительные результаты достигнуты при модернизации 2.5-литрового турбомотора 1JZ-GTE - крутящий момент в зоне малых и средних оборотов увеличен примерно на 50%, а пик момента сдвинут вниз и составляет 385Nm@2400rpm вместо 370Nm@4800. В этом моторе также применена система ETCS - управляемый компьютером электропривод дроссельной заслонки. Традиционный тросик уволили без выходного пособия... 2-литровый 1G-FE тоже стал чуть более мощным и чуть более тяговитым - 140лс и 185Nm вместо прежних 135лс и 180Nm.
Не остались без изменения и автоматические коробки передач. Коробки ECT-E в состоянии контролировать крутящий момент двигателя при переключениях, чем достигается наиболее плавное и незаметное переключение передач. Диапазон блокировки гидротрансформатора также расширен. На топ-модификациях используются еще более \"умные\" автоматы ECT-iE, отслеживающие не только скорость автомобиля, степень нажатия на газ и текущие значения ускорения, но и величину уклона дороги. Так, если раньше обычный автомат при движении на подъем частенько \"метался\" между 3-й и 4-й передачами в зависимости от степени нажатия на педаль газа, то коробку ECT-iE сбросом газа уже не обманешь и не заставишь включить повышающую передачу. А при движении под уклон с включенным овердрайвом она самостоятельно \"подтыкает\" 3-ю передачу. Кроме того, на модификации 3.0 Grande G применяется адаптирующаяся под манеру езды водителя система AI SHIFT.
Расширилось применение электронных систем, так или иначе влияющих на пассивную безопасность. ABS стандартна для всех модификаций. TRC используется как стандарт на части модификаций, а на 3.0 Grande G в качестве стандартных применены - комплексная система VSC (Vehicle Stability Control), система слежения за давлением в шинах и такая приятная мелочь, как обогреваемые наружные зеркала заднего вида. Вообще, пассивной безопасности уделено серьезное внимание. Подушки безопасности для водителя и переднего пассажира - стандарт для всех модификаций, также как и преднатяжители ремней безопасности, причем для всех пяти сидений. А ремни передних сидений имеют (впервые в Японии) устройства, ослабляющие натяжение ремня в случаях, когда нагрузка на него превышает некоторый установленный предел. Если вы думаете, что это нужно для того, чтобы уменьшить давление на грудную клетку человека при столкновении, то вы думаете правильно. ;)
Хочется сказать пару слов об интерьере. Взглянув на фотографии, вы легко можете убедиться, что принципиальных изменений не произошло и здесь, и лично меня этот факт радует - от добра добра не ищут. Но некоторые улучшения имеются - например, до пепельницы добираться стало легче, а аудио-система теперь, в русле современных веяний, находится выше блока климат-контроля и поэтому управлять ею стало еще легче (как вспомню, куда был засунут магнитофон в #X7# Марке...).
Я уже упоминал в начале, что позиционирование MarkII, Chaser и Cresta на рынке обусловило различие в числе модификаций каждой модели. Например, 1.8-литровый двигатель устанавливается отныне только на одну модель - Chaser 1.8 XL \"Raffine Package\". При этом Chaser имеет всего 5 модификаций, четыре оставшиеся - это: 2.5 Tourer V, 2.5 Tourer S, 2.5 Avante G, 2.0 Avante Four. Cresta же, наоборот, наиболее богата на различные варианты, а MarkII располагается между ними. Кроме того, самые заряженные Tourer V и Tourer S у Cresta называются отныне, соответственно, Roulant G и Roulant S.
Поскольку технические характеристики автомобилей практически не изменились, за исключением двигателей, то я не буду приводить здесь традиционную табличку - особого смысла в этом нет.
Следует упомянуть, кстати, рестайлинг MarkII, проводившийся в 1998 г. по случаю 30-летия модели. Машина получила новый передний бампер, изменилась форма задней оптики, а отличия в механике заключались в модернизации двигателя 1G-FE - теперь он тоже входит в число двигателей под общим названием BEAMS и оснащен системой VVT-i. Мощность увеличена до 160лс@6200rpm, а момент - до 204Nm@4400rpm. Различия во внешнем виде машины хорошо видны на представленных ниже фотографиях.
Ожидания оправдались - новое поколение MarkII было анонсировано 24 октября 2000 г. Впервые за последние 20 лет Тойота отошла от практики, когда все три модели семейства (MarkII/Chaser/Cresta) обновлялись одновременно. И даже больше - похоже, что семейства как такового больше не существует. По крайней мере, ходят слухи, что Cresta скоро исчезнет из производственной программы. Ну а новый Chaser ожидается весной 2001 г.
Итак, новый MarkII.
Надо сказать, что глядя на творения дизайнеров Тойоты, вышедшие из-под их рук в последние год-два, я опасался, что и новый Марк будет чем-то попсовым и разухабистым - уж если даже Lexus LS430 aka Toyota Celsior не избежала участь сия, то что ожидать от менее дорогой и солидной машины, к тому же выпускаемой огромными тиражами? Ан нет, судя по приведенным снимкам, все обстоит очень и очень даже неплохо. Хотя это не прежний Марк - приземистый, стремительный, агрессивный. Он явно стал выше и слегка \"располнел\". Конечно, эти снимки не дают исчерпывающего представления о машине. Но общий стиль, элегантный, достаточно прямолинейный и не страдающий как округлостями, так и слишком острыми гранями, мне очень симпатичен. Достойный получился преемник. Хотя задние треугольные фонари отнюдь не блещут оригинальностью. И обратите внимание - ведь MarkII уже седан, а не хардтоп!
Зато Chaser... попса... :( Он, можно сказать, продолжает традицию \"чередования\" - #X8# был хорош, #X9# был ужасен, #X10# был опять хорош, а #X11# опять ужасен. Или нет? Черт его знает - ракурс не слишком удачен.
Технически машина изменилась существенно. Во-первых, больше нет модификаций с дизелем (похоже, слухи об отказе японских производителей от выпуска дизельных легковых автомобилей потихоньку подтверждаются) и 3-литровым 2JZ-GE. Зато появилась модификация мотора 1JZ-GE, оснащенная прямым впрыском D-4 - она называется 1JZ-FSE.
Изменился принцип именования модификаций - все модификации MarkII теперь называются \"Grande\". Бывшие Tourer V и Tourer S отныне носят имена Grande iR-V и Grande iR-S. И появился еще один турбо-вариант - Grande G-tb, оснащенный таким же 280-сильным мотором, как и iR-V. Интересно, в чем разница между ними?
#X7#
Существует 5 разных моделей этого поколения: MarkII Hardtop, MarkII Sedan, MarkII Wagon, Chaser и Cresta. Выше я уже сказал про их унификацию в части механики, но она есть и по кузовщине - например, MarkII Hardtop и Chaser имеют одинаковые дверные проемы (и двери), а переставив переднюю часть (крылья, капот, бампер, оптику и решетку радиатора) от одного на другой, можно получить МаркоЧейзер или ЧейзеМарк. ;)
MarkII Sedan и Cresta - это такая же \"сладкая парочка\". ;) Внешних отличий у них на первый взглял больше, но двери взаимозаменяемы, и оперение передка - тоже. КрестоМарк (MarkII Sedan с передком от Cresta) продавался в США под именем Cressida.
Последний из пятерки этого поколения, MarkII Wagon, прожил на конвейере гораздо дольше - его выпуск продолжался где-то до 96-97 гг., а на замену ему в апреле 97 г. пришел MarkII Qualis, ничего общего, кроме имени, с MarkII не имеющий и базирующийся на платформе Camry. Примерно на рубеже 90-х машина получила удлиненный передок от Cresta, но оптика там была не 4-фарная, а 2-фарная, и в таком виде и выпускалась оставшиеся годы. В итоге - 12 лет на конвейере - своего рода рекорд, по крайней мере, для Тойоты. ;)
Интересно, что интерьер машин немного отличался, причем существовало две разновидности: один для всех вариантов MarkII, второй - для Chaser и Cresta. На фотографиях ниже эти отличия хорошо видны. Наиболее распространенны были бордовые салоны - очень уютные и шикарные на вид, впрочем, понятие \"шикарный\" у каждого свое. ;) Однако один-единственный раз мне встретился салон изумрудно-зеленого цвета - потрясающе красивое зрелище. Реже можно было увидеть серо-голубые салоны - как правило, ими комплектовались самые дешевые модификации машин.
Вкратце о технической стороне машины. Комплектовалась она бензиновыми моторами 1.8 (1S) и 2.0 (1G и M-TEU), а также дизелем 2L. На американском рынке же продавалась только с 2.8-литровым 5M-GE. Подвеску имела достаточно крепкую и живучую, сходную по конструкции с Soarer #Z1#: спереди McPherson, сзади - на диагональных рычагах, из-за чего колеса под нагрузкой складывались \"домиком\". На дизельных модификациях и бензиновых с двигателем 1.8 задняя подвеска зависимая (неразрезной мост). Зато кол-во наворотов было достаточно большим - именно на этой машине Тойота впервые применила регулируемую жесткость подвески (TEMS), гидроусилитель руля с переменной жесткостью (PPS) и электронно-управляемую коробку-автомат (ECT). Иногда можно было встретить машины с люком и обогревом руля. Разумеется, этими опциями оснащались не все модификации автомобиля. Для любителей \"погонять\" существовала версия со старым смешным двигателем M-TEU, отдача которого составляла всего-то 145лс - и это турбованный двигатель! Впрочем, в октябре 85 г. его заменили на 1G-GTEU - первый тойотовский двигатель, сочетающий в себе такие технологические новшевства, как 4 клапана на цилиндр и турбина. Двигатель имел жидкостный интеркулер в виде этакой \"грелки\" прямо над головкой цилиндров, из-за чего процесс проверки и замены свечей несколько затруднялся. ;) А еще туда надо было заливать охлаждающую жидкость. ;)
Facelifting
Тойота обычно практикует внесение небольших косметических (а иногда и не только косметических) изменений примерно на середине жизненного цикла текущего поколения модели. В жизни наших МаркII Сотоварищей эти изменения произошли в августе 86 г. Увы, всего не упомнишь, так что скажу только о MarkII Hardtop и Cresta. Самое заметное изменение во внешности Марка - новая выступающая трапециевидная решетка радиатора. Противотуманные фары теперь находятся в ней, а раньше были сблокированы с основными фарами. Изменились задние фонари - исчез большой белый сегмент заднего хода - теперь он стал маленьким и располагается в нижней части фонаря около номерного знака. А еще стал тоньше черный молдинг на бамперах. Единственное серьезное изменение в салоне - крайний правый дефлектор системы отопления расположен почти вертикально, а раньше был завален вперед к лобовому стеклу. С Крестой все еще проще: двойные прямоугольные фары головного освещения теперь накрыты общим стеклом, а в бампере появились сблокированные с поворотниками противотуманки. Такие вот нюансы. ;)
Технические характеристики автомобилей семейства приведены в табличке ниже. Они идентичны за исключением габаритов, которые приведены именно для MarkII Hardtop. Cresta имеет такую же длину, а MarkII Sedan, Wagon и Chaser чуть покороче - их \"нос\" не такой длинный. Да, и еще - названия модификаций уникальны для каждой модели: MarkII Grande == Chaser Avante == Cresta Super Lucent. Во как! ;)
Выпуск 6-го по счету поколения MarkII начался в августе 1988 г. Разумеется, одновременно обновилась вся линейка, но теперь в ней осталось только четверо - MarkII Wagon остался без изменений и \"выпал из обоймы\". В этом поколении унификация и общее родство моделей сохранились примерно в том же виде - MarkII Hardtop и Chaser все так же имеют взаимозаменяемые двери и передок, а вот MarkII Sedan и Cresta - уже нет. Зато салоны теперь полностью одинаковые. Но так ли это важно? ;)
Гораздо важнее то, как выглядит автомобиль. И на мой взгляд, #X8# MarkII Hardtop - идеал в этом смысле. Возможно, немногие согласятся со мной, но вы присмотритесь - его пропорции абсолютно сбалансированы, линии легки и стремительны, а силуэт закончен. Есть более красивые машины, есть менее, есть веселые, есть хмурые, есть добродушные, есть надменные. Но эта - воплощение математической \"золотой середины\". Что отнюдь не означает безликость.
Ну хватит лирики, посмотрим, что нового в техническом плане. На части модификаций появилась ABS (фирменное обозначение 4-ESC), противобуксовочная система (TRC). И главное - задняя подвеска стала многорычажной: один верхний треугольный рычаг, два поперечных нижних и один продольный нижний. Все это, как и раньше, на подрамнике. Передняя, хоть и осталась по конструкции прежней, также претерпела небольшие изменения.
Гамма двигателей существенным образом расширилась. 1.8-литровые модификации получили взамен карбюраторного 1S-U новый 16-клапанный мотор с центральным (одноточечным) впрыском - 4S-Fi. Cтарина 1G-EU исчез из производственной программы (в том числе и на других моделях Тойоты) и его место занял новейший 1G-FE, один из первых представителей тойотовских High Efficiency Twincam Engine - так называемых \"твинкамов с узкой головкой\", которая кодировалась буквой \"F\" в обозначении двигателя, в отличие от High Performance моторов с широкой головкой типа \"G\" (например, 1G-GE). 1G-FE имел умеренную оборотистость, пониженную по сравнению с 1G-GE мощность, и ставился на самые массовые модификации всех трех моделей. Кроме этого, общая картина дополнилась модификацией с 1G-GZE - двигателем с механическим наддувом, известным как \"компрессор Рутса\" и приводимым от коленчатого вала посредством ременной передачи. Движок получился тяговитым, умеренно мощным (170лс) и в то же время надежным. Эта модификация была одной из самых навороченных - как раз на ней чаще всего можно встретить TEMS, ABS, TRC, всякие приятные мелочи в салоне вроде ионизатора воздуха, ультразвуковых парковочных датчиков расстояния и даже стеклоочистителей боковых (!) передних стекол.
\"Заряженную\" модификацию зарядили еще больше ;) - модернизированный 1G-GTEU с интеркулером \"воздух-воздух\" выдавал на гора уже 210лс. Этот вариант отличался от остальных специальной формы сиденьями, усиленной более жесткой подвеской и в целом более спартанским оснащением.
А для самых-самых важных и солидных дядек сделали 3-литровую модификацию с 7M-GE под капотом и напичканную TRC, ABS и т.д... Редкая вещь.
Что касается леворульной версии машины, известной под именем Cressida, то в этом поколении она представляла собой точную копию MarkII Sedan. Европейская версия комплектовалась упрощенным 1G-FE (возможно, были и другие варианты, но я не в курсе), американская - только 7M-GE.
Facelifting
Как водится, на полдороге, ровно через два года, в августе 1990 г. случился facelifting. ;) Правда, в этот раз он носил какой-то глобальный для всего модельного ряда Тойоты характер, и связано это было с появлением двух новых двигателей: 1JZ-GE (2.5 N/A) и 1JZ-GTE (2.5 twinturbo). Куда их только ни ставили...
На Марк Сотоварищи их ставили обоих. На смену 2.0 GT TwinTurbo с августа пришла модификация 2.5 GT TwinTurbo о 280лс и разгоном до сотни примерно за 6.5 сек. Ну а суперчаргерный вариант (c 1G-GZE) вообще уволили и заменили на 2.5 Grande о 180лс. Причем 2.5- и 3-литровые модификации существовали только в варианте с автоматом - с ручной коробкой их не было! Кроме этого, 1.8-литровый 4S-Fi заменили на 4S-FE с распределенным (многоточечным) впрыском.
Что касается экстерьера, то все три модели получили \"линзы\" в головном освещении, и немного видоизмененную оптику (стало меньше хромированных рамочек и ободочков), а MarkII Sedan еще и обзавелся интегрированными бамперами (Заметьте, эти внешние и внутренние отличия позволяют грубо оценить год выпуска машины при покупке - до или после августа 90 г. она была выпущена. ). Кстати, именно после этого фэйслифтинга в дизайне Chaser\'а появился намек на некую \"чашеобразность\" формы оптики, которая в полной мере проявилась уже в следующем поколении, #X9#. Хочется отметить, что фонарики заднего хода на MarkII Hardtop спустя четыре года вернулись на свое старое место прямо в центре задних фонарей, только вот не выросли в размерах. ;)
Более точная разбивка модификаций по номерам кузовов и датам выпуска приведена в двух табличках ниже. Первая табличка - это MarkII Hardtop, Chaser и Cresta, вторая - MarkII Sedan. Пусть вас не смущает то, что седан выпускался и после октября 92 г., т.е. параллельно с новым поколением #X9# - это действительно так, просто на этот раз настала его очередь \"выпадать из обоймы\".
В 7-м поколении, начало выпуска которого датируется октябрем 1992 г., осталось уже \"только трое\" - MarkII Hardtop, Chaser и Cresta. Машины изменились кардинально, примерив на себя \"мыльный\" тойотовский дизайн первой половины 90-х. Кто как, а я не могу сказать, что он им не пошел. Даже наоборот, #X9# MarkII, на мой взгляд - один из самых красивых автомобилей в мире. Не такой поджарый и легковесный внешне, как его предшественник (хотя реально вес машины уменьшился в среднем на 100 кг), но хищности и агрессивности в нем стало хоть отбавляй. А монументальный задок с тоненькой линией фонарей ровно на той высоте, на которой нужно... я в восторге - тойотовским дизайнерам машина явно удалась. Чего не скажешь о Chaser - меня не покидает впечатление, что он всегда дизайнировался \"по остаточному принципу\" - брался за основу Марк, вносились изменения с целью сделать автомобиль не очень похожим на оригинал, после чего на него вешался лэйбл \"Chaser\". В этот раз у них действительно получилось сделать его непохожим на Марк, но какой ценой. Возможно, кому-то он и нравится, но более некрасивой машины я давненько не видел. \"Чашеобразность\" передней и задней оптики и решетки радиатора, а также бамперы, загибающиеся кверху по углам... брр...
Cresta же получилась неплохой. Мягкие плавные обводы придают ей такой же несколько тяжеловатый вид, как и у Марка, но нет у ней той стремительности и агрессивности. Одно слово - женщина. ;)
Что касается технической стороны дела, то тут Тойота порадовала. Новая передняя двухрычажная подвеска на кованых поперечных рычагах, новые двигатели, в гамме появились новые модификации. Машина \"подросла\" во всех смыслах, кроме веса, который, наоборот, уменьшился в среднем на 100 кг по сравнению с предыдущей моделью. Смотришь на этого \"дутого\" бегемота и думаешь - неужто он весит меньше, чем его предшественник? \"Невероятно, но это правда\". ;))) Задняя же подвеска, проверенная временем, осталась прежней.
Существенно расширилось кол-во модификаций, появился вариант с полным приводом (2.5 Grande Four). При этом некоторые традиционные до того названия и аббревиатуры были заменены на новые, более выгодные в маркетинговом плане. Например, вместо GT TwinTurbo появилась серия Tourer, включающая в себя два варианта - \"экстремальный\" Tourer V с 280-сильным 1JZ-GTE под капотом (теперь есть версия с ручной коробкой) и более умеренный Tourer S c обычным 180-сильным атмосферным 1JZ-GE. Чем же он отличается от \"семейного\" 2.5 Grande, спросите вы? Тем и отличается - настройка шасси соответствующая, присутствуют АBS и TRC, колеса/резина на 16\". В общем, driver\'s car. ;) Аналогичные модификации Chaser\'а и Cresta тоже называются Tourer. Из 2-литровых моторов в гамме остался только один - 1G-FE, зато старый 3-литровый 7M-GE заменили на новейший 2JZ-GE, такой же, как на Crown, Aristo и Soarer (двое последних известны также под именами Lexus GS300 и SC300).
Увеличение размеров кузова не могло не сказаться на салоне - теперь это нормальный достаточно просторный салон, в котором, к слову, очень уютно себя чувствуешь. Крыша не давит на голову даже мне, хотя мой рост 188 см. Да и вообще все как-то солидней стало - не покидает ощущение, что это более современная машина. Пепельница вот только маленькая и трудно до нее добираться. ;) Руль также весьма приятен - в меру толстый, упругий, ляпота. А покатый капот на Марке обеспечивает обзор вперед, сравнимый с переднеприводной балалайкой. ;)
Зато багажник стал несколько меньше - всему виной топливный бак, переместившийся из-под пола багажника за спинку заднего сиденья.
Facelifting
И тут без него не обошлось. ;) Примерно в середине 94 г. вся троица получила обновленный \"макияж\". Особенно сильно он заметен на Марке - полностью оранжевые поворотники, новый передний бампер с иной формой вентиляционных отверстий, а также новые задние фонари - чуть более высокие и с горизонтальной рельефной полоской, делящей их надвое. Наверное, были и какие-то другие изменения, но мне о них неизвестно. ;)
Ну вот мы и добрались до предпоследнего поколения, выпускавшегося до совсем недавнего времени. Появилось оно в сентябре 1996 г.
Можно сказать, что 8-е поколение стало в некотором смысле нарушителем традиций. Во-первых, все три автомобиля совершенно четко позиционируются на рынке - прежняя идентичность модификаций канула в Лету и их теперь разное количество у каждой модели. Во-вторых, мелкие стилистические особенности, присущие каждой модели и прослеживающиеся из поколения в поколение, тоже перестали существовать. Например, начиная с #X7#, MarkII всегда имел вертикальное разделение задних фонарей на секции, а Chaser и Cresta - горизонтальное. Cresta всегда была четырехфарной, а два ее братца - двухфарные. Теперь это не так.
Если же говорить о дизайне в целом, то изменения налицо и, на мой взгляд, положительные. Общие пропорции и силуэты остались в общем прежними, но появились грани, углы, почти плоские кузовные панели. И если MarkII эти изменения коснулись только количественно, и при беглом взгляде сбоку или спереди его еще можно спутать с #X9# MarkII, то Chaser и Cresta стали абсолютно другими.
Если вы посмотрите на фото Chaser\'а, то не сможете не заметить явного сходства с BMW. С одной стороны, этот факт заслуживает упрека в адрес стилистов Тойоты, но с другой стороны - насколько ж замечательная получилась машина! А вот Cresta навевает уныние своим обвислым багажником, совершенно пресным и безхитростным задком и угрюмой мордой с массивной решеткой радиатора. Жуть. Сразу вспоминаются \"крокодилы\" #X6# - есть в новой Cresta некоторое сходство с ними...
В техническом плане принципиальных изменений не произошло, хотя, конечно, было внесено довольно большое кол-во улучшений. В частности, существенно повышена жесткость кузова, пересмотрены характеристики подвесок и полностью изменена калибровка амортизаторов. Регулируемая подвеска TEMS, устанавливаемая на часть модификаций, обеспечивает 9 уровней характеристик амортизаторов и постоянно изменяет их в соответствии с текущими условиями движения и качества дорожного покрытия.
Три из пяти используемых бензиновых двигателя получили систему изменения фаз ГРМ, известную как VVT-i. Тойота называет эту серию двигателей BEAMS (Breakthrough Engine with Advanced Mechanism System). Характеристики двигателей были, естественно, улучшены. Применение VVT-i, а также настроенных выпускных коллекторов из нержавеющей стали и измененных впускных коллекторов позволило увеличить величину крутящего момента 3-литрового 2JZ-GE и 2.5-литрового 1JZ-GE на 10% в диапазоне малых и средних оборотов. Мощность 1JZ-GE увеличена со 180лс до 200лс. Более значительные результаты достигнуты при модернизации 2.5-литрового турбомотора 1JZ-GTE - крутящий момент в зоне малых и средних оборотов увеличен примерно на 50%, а пик момента сдвинут вниз и составляет 385Nm@2400rpm вместо 370Nm@4800. В этом моторе также применена система ETCS - управляемый компьютером электропривод дроссельной заслонки. Традиционный тросик уволили без выходного пособия... 2-литровый 1G-FE тоже стал чуть более мощным и чуть более тяговитым - 140лс и 185Nm вместо прежних 135лс и 180Nm.
Не остались без изменения и автоматические коробки передач. Коробки ECT-E в состоянии контролировать крутящий момент двигателя при переключениях, чем достигается наиболее плавное и незаметное переключение передач. Диапазон блокировки гидротрансформатора также расширен. На топ-модификациях используются еще более \"умные\" автоматы ECT-iE, отслеживающие не только скорость автомобиля, степень нажатия на газ и текущие значения ускорения, но и величину уклона дороги. Так, если раньше обычный автомат при движении на подъем частенько \"метался\" между 3-й и 4-й передачами в зависимости от степени нажатия на педаль газа, то коробку ECT-iE сбросом газа уже не обманешь и не заставишь включить повышающую передачу. А при движении под уклон с включенным овердрайвом она самостоятельно \"подтыкает\" 3-ю передачу. Кроме того, на модификации 3.0 Grande G применяется адаптирующаяся под манеру езды водителя система AI SHIFT.
Расширилось применение электронных систем, так или иначе влияющих на пассивную безопасность. ABS стандартна для всех модификаций. TRC используется как стандарт на части модификаций, а на 3.0 Grande G в качестве стандартных применены - комплексная система VSC (Vehicle Stability Control), система слежения за давлением в шинах и такая приятная мелочь, как обогреваемые наружные зеркала заднего вида. Вообще, пассивной безопасности уделено серьезное внимание. Подушки безопасности для водителя и переднего пассажира - стандарт для всех модификаций, также как и преднатяжители ремней безопасности, причем для всех пяти сидений. А ремни передних сидений имеют (впервые в Японии) устройства, ослабляющие натяжение ремня в случаях, когда нагрузка на него превышает некоторый установленный предел. Если вы думаете, что это нужно для того, чтобы уменьшить давление на грудную клетку человека при столкновении, то вы думаете правильно. ;)
Хочется сказать пару слов об интерьере. Взглянув на фотографии, вы легко можете убедиться, что принципиальных изменений не произошло и здесь, и лично меня этот факт радует - от добра добра не ищут. Но некоторые улучшения имеются - например, до пепельницы добираться стало легче, а аудио-система теперь, в русле современных веяний, находится выше блока климат-контроля и поэтому управлять ею стало еще легче (как вспомню, куда был засунут магнитофон в #X7# Марке...).
Я уже упоминал в начале, что позиционирование MarkII, Chaser и Cresta на рынке обусловило различие в числе модификаций каждой модели. Например, 1.8-литровый двигатель устанавливается отныне только на одну модель - Chaser 1.8 XL \"Raffine Package\". При этом Chaser имеет всего 5 модификаций, четыре оставшиеся - это: 2.5 Tourer V, 2.5 Tourer S, 2.5 Avante G, 2.0 Avante Four. Cresta же, наоборот, наиболее богата на различные варианты, а MarkII располагается между ними. Кроме того, самые заряженные Tourer V и Tourer S у Cresta называются отныне, соответственно, Roulant G и Roulant S.
Поскольку технические характеристики автомобилей практически не изменились, за исключением двигателей, то я не буду приводить здесь традиционную табличку - особого смысла в этом нет.
Следует упомянуть, кстати, рестайлинг MarkII, проводившийся в 1998 г. по случаю 30-летия модели. Машина получила новый передний бампер, изменилась форма задней оптики, а отличия в механике заключались в модернизации двигателя 1G-FE - теперь он тоже входит в число двигателей под общим названием BEAMS и оснащен системой VVT-i. Мощность увеличена до 160лс@6200rpm, а момент - до 204Nm@4400rpm. Различия во внешнем виде машины хорошо видны на представленных ниже фотографиях.
Ожидания оправдались - новое поколение MarkII было анонсировано 24 октября 2000 г. Впервые за последние 20 лет Тойота отошла от практики, когда все три модели семейства (MarkII/Chaser/Cresta) обновлялись одновременно. И даже больше - похоже, что семейства как такового больше не существует. По крайней мере, ходят слухи, что Cresta скоро исчезнет из производственной программы. Ну а новый Chaser ожидается весной 2001 г.
Итак, новый MarkII.
Надо сказать, что глядя на творения дизайнеров Тойоты, вышедшие из-под их рук в последние год-два, я опасался, что и новый Марк будет чем-то попсовым и разухабистым - уж если даже Lexus LS430 aka Toyota Celsior не избежала участь сия, то что ожидать от менее дорогой и солидной машины, к тому же выпускаемой огромными тиражами? Ан нет, судя по приведенным снимкам, все обстоит очень и очень даже неплохо. Хотя это не прежний Марк - приземистый, стремительный, агрессивный. Он явно стал выше и слегка \"располнел\". Конечно, эти снимки не дают исчерпывающего представления о машине. Но общий стиль, элегантный, достаточно прямолинейный и не страдающий как округлостями, так и слишком острыми гранями, мне очень симпатичен. Достойный получился преемник. Хотя задние треугольные фонари отнюдь не блещут оригинальностью. И обратите внимание - ведь MarkII уже седан, а не хардтоп!
Зато Chaser... попса... :( Он, можно сказать, продолжает традицию \"чередования\" - #X8# был хорош, #X9# был ужасен, #X10# был опять хорош, а #X11# опять ужасен. Или нет? Черт его знает - ракурс не слишком удачен.
Технически машина изменилась существенно. Во-первых, больше нет модификаций с дизелем (похоже, слухи об отказе японских производителей от выпуска дизельных легковых автомобилей потихоньку подтверждаются) и 3-литровым 2JZ-GE. Зато появилась модификация мотора 1JZ-GE, оснащенная прямым впрыском D-4 - она называется 1JZ-FSE.
Изменился принцип именования модификаций - все модификации MarkII теперь называются \"Grande\". Бывшие Tourer V и Tourer S отныне носят имена Grande iR-V и Grande iR-S. И появился еще один турбо-вариант - Grande G-tb, оснащенный таким же 280-сильным мотором, как и iR-V. Интересно, в чем разница между ними?
Посмотреть TOYOTA MARKII на сайте JSC. (найдено записей: 1)